О целесообразности и допустимости включения ГБО

Журнал Климактерий №2/2011

А.С. Согикян, Е.А. Лебедева, М.С. Беляевская, А.А. Куртасов

Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом токсикологии ГОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ, МУЗ дорожной клинической больницы на станции Ростов-Главный, Россия

Актуальность. Обнаружение у гиперборической оксигенации (ГБО) адаптогенных свойств создало предпосылки к использованию метода в лечении больных с рассматриваемой патологией.

Цель. Целью настоящего исследования было установить допустимость и возможность использования ГБО (1,5 АТА, 45’, №10) в лечении воспалительных заболеваний внутренних женских половых органов.

Материалы и методы.

Изучено влияние ГБО на процессы перекисного окисления липидов (ПОЛ) и состояние антиоксидантной системы (АОС) у 35 женщин. Контролем служили результаты, полученные у 30 пациенток с аналогичными заболеваниями, лечение которых осуществлялось только в рамках общепринятого стандарта. Изучалось в динамике состояние системы ПОЛ/АОС в эритроцитах и плазме (малоновый диальдегид [МДА], щиффовые основания [ШО], диеновые конъюгаты [ДК], каталазы [КА], супероксиддисмутаза [СОД], церулоплазмин, суммарная пероксидазная активность [СПА]).

Результаты. Установлено, что организм большинства больных (32 из 35) благоприятно реагирует на гипербарическое воздействие. Только у 3 пациенток курс ГБО оказался вынужденно прерванным из-за усиления боли в животе в момент компрессии.

При изучении динамики показателей системы ПОЛ/АОС (анализируются случаи с завершенными курсами ГБО) выявлена умеренно выраженная исходная активация процессов ПОЛ в эритроцитах (увеличение концентрации его маркеров колебалось в пределе 50-60%; р < 0,05) и менее выраженная в плазме (в пределах 10-25%; р < 0,05) с умеренным же истощением антиоксидантных ферментов (уровень КА и СОД оказался пониженным в среднем на 30%; р < 0,05).

ГБО на начальных этапах лечения (3-5 дней) дополнительно стимулировала ПОЛ, но состояние антиоксидантных резервов существенно не изменяла. К моменту завершения курсового лечения показатели как ПОЛ, так и АОС оказались лучшими в сравнении с результатами контрольной группы. Мы рассматриваем это как следствие сочетания в механизмах действия ГБО двух направлений: стимулирующего по отношению к метаболическим процессам и кислородообеспечивающего по отношению к тканям.

Выводы. В целом это вписывается в представление об упомянутых в начале данной статьи адаптогенных свойствах ГБО и служит дополнительным подтверждением концепции о саногенных эффектах метода, что позволяет рассматривать его и целесообразным, и допустимым, и реально возможным при лечении изучаемой патологии.