ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОТИВОСПАЕЧНЫХ БАРЬЕРНЫХ СРЕДСТВ ВО ВРЕМЯ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Согикян А.С., Борисова О.А., Идрисов Ш.Т

НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ростов-Главный «ОАО « РЖД»

В последние годы в клинической медицине достигнуты определенные успехи в лечении ряда заболеваний внутренних органов, одним из которых является спаечная болезнь (СБ).

Частота развития брюшинных спаек варьирует от 67% до 93% после общехирургических абдоминальных операций, а формирование тазовых перитонеальных спаек у женщин достигает до 95% после лапаротомических, от 15% до 35% при лапароскопических вмешательствах. Особенностью СБ является устойчивость частоты заболевания на протяжении многих лет. В течение последних 20 лет интенсивно проводятся исследования по разработке и изучению эффективности различных противоспаечных средств барьерного типа, которые действуют благодаря трем механизмам: гидрофлотации, скольжению и механическому разделению поверхностей. Перспективным считаем применение гелевой формы противоспаечного барьера. Именно гель может задерживаться в брюшной полости на достаточно долгое время (что необходимо для регенерации поврежденной брюшины), тем самым, разграничивая поврежденные поверхности. Гелевая форма препарата не требует повторных введений и не вызывает механического раздражения с развитием асептической воспалительной реакции. Кроме того, структура геля позволяет депонировать в нем различные лекарственные препараты, способные усиливать профилактический эффект.

Целью нашего исследования являлась оценка эффективности противоспаечных барьеров INTERCEED, INTERCOAT и МЕЗОГЕЛЬ. За период с 2009 по 2014гг мембрана INTERCEED стандартного размера использована при лапаротомии у больных после выполнения миомэктомии 175 пациенток. Гель INTERCOAT был применен в 34 случаях после консервативной миомэктомии при лапароскопии. Известно, что эти оперативные вмешательства имеют высокий риск формирования послеоперационных спаек. Также у 380 больных, перенесших ранее от 2 до 4-х «открытых» операций на органах малого таза и брюшной полости, у больных с бесплодием на фоне ранее перенесенных воспалительных заболеваний после адгезиолизиса с целью профилактики повторного формирования спаек были использованы такой барьер, как МЕЗОГЕЛЬ.

Оценивая результаты восстановления фертильности, следует отметить, что из 185 пациенток с бесплодием беременность наступила в 132 случаях. Сроки наступления беременности варьировали от 6 месяцев до 2-х лет с момента проведения операции. У большинства женщин наступление беременности отмечено в первый год после операции.

Таким образом, применение противоспаечных барьеров в комплексе хирургического лечения пациенток репродуктивного возраста позволяет минимизировать послеоперационный спаечный процесс, что особенно важно при выполнении органосберегающих операций, устранить локальные проявления спаечной болезни и улучшить результаты лечения и восстановления фертильности. Применение противоспаечных препаратов также приводит к улучшению качества жизни больных, снижению частоты рецидивов заболевания у пациенток со спаечной болезнью; повышению клинической эффективностии сокращению сроков восстановительного лечения; снижению частоты неоправданных хирургических вмешательств у больных со спаечной болезнью, что, в свою очередь, имеет значительный экономический эффект.

Sogikyan A.S., Borisova O.A, Idrisov Sh.T.

THE USE OF MODERN BARRIER MEANS IS CONTRA DURING GINECOLOGICAL SURGERY

Road Clinical Hospital station Rostov-Chief Rostov-on-Don, Russia

In recent years in clinical medicine with some success in the treatment of diseases of internal organs, one of which is adhesive disease (AD). The incidence of peritoneal adhesions varies from 67% to 93% after general surgical abdominal operations and formation of pelvic adhesions in women peritoneal reaches 95% after laparotomy from 15% to 35% in laparoscopy.