МИКРОВОЛНОВАЯ АБЛАЦИЯ ЭНДОМЕТРИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМОАБЛАЦИИ ЭНДОМЕТРИЯ СИСТЕМОЙ «ТЕРМАЧОЙС» ПРИ ЛЕЧЕНИИ МЕТРОРРАГИЙ И ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ В ПЕРЕ- И МЕНОПАУЗЕ

Cогикян А.С., Борисова О.А.

Россия, г. Ростов-на-Дону,

НУЗ «Дорожная клиническая больница» на ст. Ростов-Главный ОАО «РЖД»

Микроволновая аблация эндометрия произведена 45 пациенткам с патологией эндометрия в возрасте 43-65 лет. Контроль эффективности оценивали по клиническим данным и данным УЗИ. Эффективность МАЭ у наших больных составила 100%, полный клинический эффект после МАЭ отмечен у всех пациенток.

Microwave ablation of the endometrium was performed in 45 patients with endometrial pathology at the age of 43-65 years. Efficiency monitoring was assessed by clinical data and ultrasound data. The efficacy of MAE in our patients was 100%, the full clinical effect after MAE was noted in all patients

Гиперпластические процессы эндометрия (ГПЭ) предшествуют раку эндометрия в 80–85% случаев. Для лечения и профилактики рака эндометрия применяют гормональную терапию и различные виды аблации эндометрия.

Цели и задачи исследования: оценить критерии эффективности микроволновой аблации эндометрия (МАЭ) по сравнению с баллонной аблацией системой «Термачойс» в лечении маточных кровотечений, ГПЭ у больных в пере- и менопаузе.

Данная методика особенно показана женщинам с выраженным ожирением, отягощённой экстрагенитальной патологией, пациенткам, ранее оперированным по поводу онкозаболеваний других органов, которым запрещено применение гормонотерапии. Термоаблация эндометрия имеет значительные преимущества перед резектоскопией ввиду меньшей травматичности и длительности операции, отсутствия тяжелых осложнений и более ранней реабилитации больных. Аблация эндометрия, независимо от методики ее выполнения, обладает рядом неоспоримых преимуществ: малоинвазивность, низкая частота интра- и послеоперационных осложнений, хорошая переносимость больными, короткая реабилитация. С 2013г по 2016г в нашем отделении проводилась  аблация эндометрия баллонной системой «Термачойс», отвечающая всем современным требованиям малоинвазивной хирургии. Нами в отделении проведено лечение 55 пациенток в возрасте 42–63 лет. Эффективность термической аблации эндометрия у пациенток с метроррагиями и доброкачественным ГПЭ составило 97,5%. Данный метод лечения использовался и у пациенток с наличием фибромиомы матки, аденомиозом (6–9недель) в сочетании с ГПЭ. По нашим наблюдениям отмечено уменьшение множественных мелких узлов, которое связано с частичной окклюзией мелких сосудов, питающих эти узлы и идущих со стороны полости матки.

Однако баллонная аблация имеет и ряд недостатков, например: отсутствие контроля покрытия баллоном поверхности полости матки (затруднение аблации в маточных углах); возможность разрыва баллона и ожога пациентки, пассивность процедуры, долгая подготовка одноразового катетерного баллона и его высокая стоимость. Кроме того, баллонная аблация противопоказана при пороках развития (например, седловидная или двурогая матка) или других изменениях анатомии полости (например, синехии или деформирующие полость узлы миомы матки), гиперчувствительности к латексу. Баллонная аблация не имеет экономических преимуществ, в сравнении с традиционными методами лечения (гистерэктомией, гормонотерапией), являясь наиболее дорогостоящим методом термоаблации.

Материалы и методы. С 2017 г в нашем отделении внедрена методика микроволновой аблации эндометрия. Кроме нашего отделения, микроволновую аблацию эндометрия применяет доктор медицинских наук, профессор Бреусенко В.Г. на кафедре акушерства и гинекологии РГМУ под руководством академика РАМН, профессора, зав.кафедрой Савельевой Г.М. (публикация тезисов в материалах Х Общероссийского научно-практического семинара «Репродуктивный потенциал России», 9-12 сеннтября 2017года, г. Сочи).

За 2017 и начало 2018 года нами проведено лечение 45 пациенток с патологией эндометрия в возрасте 43-65 лет. После исключения онкологической патологии микроволновая аблация применялась для лечения следующих групп пациенток: женщины в перименопаузе или женщины репродуктивного возраста, имеющие детей и не планирующие беременность в будущем. У всех больных перед МАЭ проводились гистероскопия, раздельное диагностическое выскабливание полости матки с последующим гистологическим исследованием соскоба (результат не позднее 1 мес до МАЭ). Пациенткам была произведена МАЭ при помощи аппарата Microsulis (Великобритания) по методике, рекомендованной компанией с обязательной контрольной гистероскопией. В интраоперационном и раннем послеоперационном периоде никаких осложнений не отмечено. Все пациентки были выписаны из стационара на 2-е сутки, на контрольном УЗ-исследовании выявлены такие изменения со стороны полости матки, как сужение полости матки, формирование синдрома Ашермана, а к 4-6 мес после операции – полная облитерация полости матки с формированием обширного фиброзно-мышечного рубца.

Результаты. Эффективность МАЭ у наших больных составила 100%, полный клинический эффект после МАЭ отмечен у всех пациенток.

Заключение. Микроволновая аблация эндометрия – эффективный, безопасный и легко выполнимый метод лечения пациенток с аномальными процессами эндометрия. Критерии эффективности МАЭ – отсутствие кровотока в базальных артериях полости матки, тонкое М-эхо или формирование синдрома Ашермана.

Таким образом, внедрение МАЭ позволит изменить сложившуюся практику, когда пациенткам с ГПЭ производится многократные повторные выскабливания полости матки или хирургическое удаление органа; позволит улучшить результаты лечения менометроррагий, уменьшить число интраоперационных осложнений, снизить число рецидивов, сократить сроки пребывания больных в стационаре и сроки реабилитации; а также снизить затраты на лечение.